dima_chatrov: Обзор камеры Samsung NX200
Пишет Дима Шатров ( ) - - 10:13:00 Обзор камеры Samsung NX200 Прошел без малого год с тех пор, как на моем операционном столе побывала новинка от Samsung - . И вот, в нашей путешественной лаборатории появилась новая игрушка Samsung NX200 - миниатюрная беззеркалка со сменной оптикой, 20.3M APS-C сенсором, 3.0 VGA AMOLED дисплеем и возможностью съемки в RAW и возможностью записи HD-видео в МP4 (H.264). Кроме того, за последний год Samsung разработала вагон и маленькую тележку сменной оптики (ко мне в руки попало шесть объективов). Давайте смотреть поближе. 1. Комплект поставки В комплектацию входят: камера с оптикой на выбор (18-55/3.5-5.6, либо 20-50/3.5-5.6), вспышка (ага!), Li-ion батарея и зарядник под нее, наплечный ремень, USB-кабель, руководство пользователя; В комплект традиционно не входит SD-карточка, зато включен диск со следующим программным обеспечением: - Intelli Studio (версия только под Windows) - позволяет проводить минимальные действия по обработке. - Samsung RAW Converter (версии под Mac и Windows) - позволяет открывать RAW-файлы без скачивания дополнительных программ. Последние два пункта важны тем, кто не пользуется в повседневной работе Lightroom и Photoshop. Для тех, кто пользуется: не забудьте скачать последнее обновление Adobe Raw Converter: только последние версии понимают RAW-формат для NX200. 2. Первые впечатления У камеры приятный металлический (вместе с тем тонкий) корпус, что сразу выгодно отличает ее от прочих пластиковых сестричек. Камера лишена видоискателя, а потому вдвойне компактна. В руках сидит органично, не создавая дисбаланса даже с выдвинутыми на двести миллиметров объективом 18-200. В правой части на задней панели добавлен резиновый упор под большой палец (оказалось удобно, если держать камеру одной рукой). VGA AMOLED экран отличного качества, изображение не теряется даже в яркий солнечный день. На корпус вынесена отдельная кнопка контроля экспокоррекции , что есть признак хорошего тона. Разработчики интерфейсов, заставляющие фотографа ползать по меню в поисках корректировки экспозиции, должны гореть в аду!.. Круговой джойстик с возможностью изменения ISO, автофокуса и скорострельности. Справа под резиновой заглушкой утоплены USB и HDMI отсеки. 3. Съемка Я не сторонник синтетических тестов, когда вы снимаете кирпичную стену, а потом изучаете неровности кладки. Вместо этого предпочитаю брать камеру с собой в поле и смотреть, что из нее можно выжать, и что она может выжать из вас. В этот раз NX200 в течение недели сопровождала нашу группу на последнем мастер-классе Фотопланеты в Бирме. Все кадры сделаны как есть и подаются с минимумом обработки. Samsung 16/2.4 (16 мм, ISO 800, f/4.0, 1/1000) Камера готова к работе моментально после включения. Вернее, время это столь мало, что им можно пренебречь. Что камера умеет? Экспо-замер . Матричный, центровзвешенный и точечный. У NX200 та же особенность, что и у NX11: склонность недоэкспонировать кадры примерно на 2/3 стопа , а потому внимательно следите за гистограммой во время съемки - благо, экспо-коррекция реализована удобно. Экспо-коррекция . За коррекцию отвечает отдельная кнопка, а шкала видна на экране даже в солнечную погоду. Минимальный шаг коррекции 1/3. Автоматическое определение баланса белого . Я всегда снимаю в автоматическом балансе белого. Во-первых, автоматика ошибается редко, а во-вторых, баланс белого всегда можно подправить уже post factum. NX200 повела себя достойно, нареканий к реализации нет. Автофокусировка . Автофокус работает по принципу определения контрастных сцен. Фокусировка достаточно быстрая и точная. Если автоматика захватила сцену, то держит ее с 85-90% вероятностью. Как и в ситуации с NX11, сложности возникли с малоконтрастными рассветными сценами, когда камера не могла удержать объект. На длинных фокусных расстояниях приходилось переходить в ручной режим и фокусироваться вручную (благо у камеры есть возможность гонять фокусную точку по всему экрану). Режим и область автофокуса . Покадровый АФ, следящий АФ, ручной АФ. Нареканий к автоматической фокусировке нет. Самая сложная ситуация - отследить надвигающийся прямо на вас объект, особенно если съемка ведется с близкого расстояния. В камеру добавлен популярный режим фокусировки по лицам. Заявлено, что одновременно камеры выхватывает до десяти лиц; при съемке нашей группы в одиннадцать человек, камера распознала пять. Брекетинг . По эксповилке, по балансу белого, по мастеру снимков (для JPG). При съемке в RAW брекетинг по балансу белого особого значения не имеет (все равно потом баланс белого выправляется вручную), а вот брекетинг по эксповилке - штука весьма полезная, особенно в ситуациях, когда ты не в силах анализировать гистограмму. Например, на горном восхождении. Гистограмма . Камера строит ее в реальном времени, показывая в правом нижнем углу экрана. Это очень удобно, к этому быстро привыкаешь. В режиме просмотра отснятого материала, все перепаленные области подчеркиваются мигающим красным. 4. Скорострельность и буфер обмена - RAW. Мегапиксельная гонка неизбежно вызывает увеличение размера итогового файла. В NX200 полноразмерный RAW в 20.3 мегапикселей (5472х3648) весит 42 (!) мегабайта. Понятно, что дополнительное аппаратное сжатие сожрет батарейку, но запись такого объема данных происходит крайне медленно. Для работы использовалась стандартная SD-карточка SunDisk 8 Гб. Запись одиночного кадра длится примерно секунду. Если же вы снимаете серийной съемкой, то после трех RAW-кадров буфер заполняется, камера зависает и запись занимает пять-шесть секунд. Мне не удалось сделать в одной серии больше трех RAW кадров, несмотря на заявленные паспортные 8 к/с. - JPG. С JPG дела обстоят намного лучше. Серийная съемка реализована достаточно удобно, файлы одной серии можно визуально сложить в одну папку, что очень удобно при просмотре. Вообще, с JPG в NX200 работать намного быстрее и приятнее; у меня создалось впечатление, что камера больше заточена под съемку в JPG, нежели в RAW. 5. i-Function от Samsung Впервые я столкнулся с этим нововведением при тесте Samsung NX11. Идея в следующем: например, снимаете вы в A , приоритете диафрагмы. Меняется световая картинка - и вы гоняете ISO; объекты требуют к себе разной глубины резкости - и вы меняете диафрагму; автоматика ошиблась с экспозамером - и вы вводите поправку экспо-коррекцией в плюс или минус... Ну все как всегда. Производитель предложил такую концепцию: все эти элементы быстрой корректировки (выдержка, диафрагма, экспо-коррекция, ISO, баланс белого) вынести на отдельную кнопку и там закольцевать. На всех объективах встроили одну большую кнопку iFn , при нажатии на которую выходят элементы, а правка осуществляется фокусировочным кольцом. В меню можно принудительно оставить только те из них, которые действительно часто меняются, например, экспо-коррекцию и диафрагму. Пользоваться удобно: большим пальцем переключаешь, указательным корректируешь... Фотографы - народ консервативный. В тестах NX11 эта функция меня радовала, а вот в NX200 я ее почти не использовал. Причина проста: в приоритете диафрагмы за шаг диафрагмы отвечает переднее колесо, а вынесенная на корпус кнопка экспокоррекции позволяет моментально подправить картинку. То есть все то интуитивно-удобное, чем я пользуюсь в повседневной жизни. 6. Шевеленка и система стабилизации Шевеленка - смазанный кадр, получившийся в результате движения вас или объекта. Если такое случилось, значит скорость затвора была недостаточно быстрой. Классической формулой шевеленки для полного 35 мм кадра считается: Скорость затвора = 1 / фокусное расстояние объектива . То есть если вы снимаете объективом 18-200 на фокусном расстоянии 200 мм, то затвор вашей камеры должен быть не меньше, чем 1/200. Для каждой системы эта формула своя. Анализ отснятых кадров показывает, что в большинстве случаев NX200 соответствует классической схеме, изредка сбиваясь к требованию полуторного увеличения скорости затвора. Это можно отнести к недостаточной балансировке камеры в руках из-за малого веса и габаритов. В новые зум-объективы производитель ввел оптическую систему стабилизации изображения OIS I и OIS II. Визуально стаб-система добавляет около 1.5 стопа против съемки с выключенной функцией стабилизации. При съемке со штатива, проблемы замыливания от включенного стабилизатора не появлялось. 7. Режимы съемки - P - программный режим (выдержка и диафрагма определяются автоматически, пользователь регулирует любой из параметров поворотом колеса); - А - приоритет диафрагмы (ручное изменение диафрагмы); - S - приоритет выдержки (ручное изменение выдержки); - M - ручной режим (ручное изменение выдержки и диафрагмы); - I - приоритет объектива (сюжетные режимы под конкретную оптику: Пейзаж, Закат, Рассвет, Ночь, Виньетка, и т.д.; - Режим Magic - реализиция фильтров и фоторамок - эдаких визуальных вкусняшек (об этом отдельно); - Режим Панорама - автоматическое объединение нескольких снимков в панораму; - Режим Scene - выбор одного из 15 сюжетов, максимально подходящих к сцене; - Режим Видео - съемка HD-видео в 1080p (до 1920х1080, MP4 / H.264) длительностью до 25 минут; 8. Формат файла: JPG vs RAW Образно говоря, RAW - это не графический формат. Это вся та информация, которую камера получила в момент нажатия спусковой кнопки, организованная в некое хранилище данных. Для того, чтобы получить из RAW-файла приемлемый для графического использования файл, требуется специальное программное обеспечение. Но игра стоит свеч: для сравнения, размер стандартного, генерируемого камерой JPG-a содержит на порядок меньше информации, потому если вы хотите добиться от вашей камеры максимального результата, снимайте в RAW-формате. Samsung придерживается собственного стандарта RAW-записи, добавляя к RAW-файлам расширение SRW. NX200 обеспечивает запись RAW-файла, размером 5472х3648 пикселей, 12 бит на цвет. Каждый такой файл весит 42 Мб , что достаточно много для камеры начального уровня и сказывается на скорости записи на карточку (см. выше). Камера пишет RAW-файл в несжатом виде. Возможные режимы сохранения снимка: RAW, RAW + JPG и целое семейство JPG, разных по качеству и объему. 9. Светочувствительность ISO Высокие значения ISO означают дополнительные возможности для съемки в условиях низкой освещенности. Паспортные значения камеры по шумам: ISO 200-3200, расширяемый до 100 / 12800, шагом в 1/3. Я специально не стал давить зерно шумодавами (современные средства открытия RAW позволяют добиться в этом больших результатов). Каждый кадр уменьшен до 950px алгоритмом bicubic (best for smooth gradients). В отдельном окошке можно посмотреть фрагмент в 100% увеличении. Для анализа шумности будем использовать природную рассветную картинку с контрастными теневыми участками и мягкими пастельными переходами. ISO 100. Визуально не отличим от ISO 200. При прочих равных, можно смело начинать съемку с двухсот единиц. ISO 200. Это базовое значение, вполне можно его и придерживаться в солнечный день. ISO 400. При 100% увеличении шум виден глазу, но не вызывает визуального отторжения. ISO 800. Шум заметен, но приемлем, за исключением пастельных переходов. ISO 1600. Световой шум сильно заметен. Работать можно, но в пост-процессе необходим шумодам. ISO 3200. Картинка сильно шумит, при включении шумодава появляется эффект замыливания. ISO 6400. Сильный цветовой шум. Объекты теряют очертания. Использовать только при крайней необходимости. ISO 12800. То же, что и на 6400, плюс сильные цветовые искажения. К использованию не рекомендуется. 10. Панорамные съемки Природные фотографы - они все максималисты, и порой в поисках лучшего света или шедеврального момента готовы исколесить полмира. Что может лучше всего показать красоту (пейзажа), как ни протяженная в пространстве панорамная сборка?.. Ведь мечта: провел камерой, а она собрала пейзаж в длинную колбасу - только печатай и на стену вешай... Производители изо-всех сил стараются охватить этот сегмент рынка, пытаясь пропустить шаги кабинетной пост-обработки и сборки RAW-файлов. Что-то у них уже получается, а что-то еще нет. Во время тестирования NX11 я очень ругался на невозможность камеры полноценно отрабатывать вертикальные сшивки, при чем это скорее всего была именно программная недоработка. Радует, что инженеры учли пожелания тестеров и научили NX200 вертикальной панорамизации. 1. Пример вертикальной панорамы в ситуации с повторяющимися объектами (опоры моста). Точки сборки контрастны и легко распознаваемы, камера справляется на отлично. 18-200/3.5-6.3 (35 мм, ISO 200, f/4.5, 1/1250) 2. Не сложно предположить, что для автоматики не составят труда и работа с яркими и контрастными объектами . Баланс белого чуть завышен (что простительно для закатной сцены), а сам кадр недоэкспонирован на полступени. 18-200/3.5-6.3 (200 мм, ISO 200, f/6.3, 1/800) 3. Усложняем задачу. Посмотрим, как камера справится с движущимися объектами . 18-200/3.5-6.3 (200 мм, ISO 200, f/6.3, 1/1250) Объекты двоятся, то есть панораму бегущих волн нам не снять :) Конечно, это не совсем типичная задача, и тут мы упираемся в процессорные / математические ограничения камеры. 4. Продолжаем усложнять задачу. Посмотрим, как камера справится на малоконтрастных кадрах с плавным градиентом . 18-200/3.5-6.3 (200 мм, ISO 200, f/6.3, 1/640) 5. Интересно, где у автоматики предел? Ага, вот он: в ситуациях, когда в одном малоконтрастном кадре присутствует большой по динамическому диапазону расброс, алгоритм не удерживает сцену. 18-200/3.5-6.3 (180 мм, ISO 200, f/6.3, 1/800) Что же, за прошедший год камера научилась качественно отрабатывать ярко освещенные сцены и сцены с малым контрастом. Резкие градиентные переходы по-прежнему удаются с переменным успехом; справедливости ради стоит отметить, что такие ситуации с трудом просчитываются и десктопными монстрами во главе с PT Gui... Ну а теперь давайте поговорим серьезно об особенностях панорамной реализации применительно к полевой работе : 1. Панорамы сшиваются только в JPG-файл Это понятно: RAW выдается только с сенсора без последующей переработки софтом камеры. Но JPG - это ограничение восемью битами информации на канал. Очень хочется TIF... 2. Качество JPG-панорамы Движок явно экономит на выходном качестве JPG-a. При открытии итогового файла и его обработке явственно проступают артефакты компрессии. Файл пригоден для публикации в интернете, но не для серьезной печати на бумаге. 2. Невозможность менять диафрагму Автоматика камеры открывает диафрагму на полную катушку, выставляя минимальные значения для данного фокусного расстояния 3. Невозможность менять ISO Та же ситуация, что и в случае с диафрагмой: камера выставляет свои значения ISO, скорее всего, исходя из соображений нивелирования потенциальной шевеленки от медленного затвора... Но ведь можно работать и со штатива! Горизонтальная мягкая проходка на какой-нибудь 1/10 может выдать вполне приемлемый результат, не обязательно задирать ISO до 6400 и держать затвор в одну сотую. Пункты 2 и 3 - самые существенные недостатки панорамного режима. Природные кадры НЕ снимают на открытой диафрагме, и проработка переднего и дальнего планов на f/2.0 - это нонсенс :( Уважаемые инженеры и разработчики компании Samsung! Убедительно прошу вас добавить возможность менять дифрагму и ISO в режиме панорамной съемки! Я понимаю, что количественная характеристика светового потока завязана на процессорные возможности камеры и быстроту поедания батереи, но оставьте нам хотя бы возможность менять эти значения! 11. Батарея Количество отснятых кадров на одной зарядке батареи - это очень серьезный вопрос для всех владельцев камер, и это не самое сильное место NX200. В комплекте идет Li-ion батарея BP1310 емкостью 1300 mAh (7.4V, 9.6 Wh). Размер в 42 мегабайта накладывает на камеру определенные ограничения, в результате чего батарея очень сильно проедается при записи RAW-файла на флешку. При работе с JPG ситуация выглядит более оптимистично. Конечно, можно использовать супер-скоростную SDXC-карточку памяти, но основной совет - запасайтесь дополнительными батарейными комплектами. 12. Сенсор и качество цветопередачи В камере доступны настройки цветовых пространств sRGB и AdobeRGB. AdobeRGB - пространство более широкое по цветовому охвату, чем sRGB, но не корректно отображается на обычных мониторах, потому если вы снимаете только в JPG - оставляйте sRGB. Большой объем RAW-файла с лихвой окупается высоким качеством воспроизводимой картинки. Похоже, это тот же самый сенсор, что и в NX11. Радует существенный запас в полутонах - приятно работать. Отдельный плюс: возможность вытягивать детали в неконтрастных зонах. Чтобы не быть голословным, выставляю для анализа полный RAW-файл с камеры: 13. Оптика Samsung производит оптику на собственных заводах, агрессивно расширяя свое присутствие на рынке. На мой взгляд, наибольший интерес представляют фиксы как во-первых, самые крохотные (не гоняющие мотор во время фокусировки и помещающиеся в карман), а во-вторых, самые светосильные. Кроме того, интересно было погонять один зум-универсал. Итак, на тест я взял следующую линейку оптики: 1. Samsung 18-200/3.5-6.3 ED OIS 2. Samsung 60/2.8 MACROED OIS SSA 3. Samsung 16/2.4 4. Samsung 20/2.8 5. Samsung 30/2.0 6. Samsung 18-55 OIS 3.5-5.6 OIS (шел в комплекте к камере) Samsung 18-200/3.5-6.3 ED OIS (эквивалент 27.7 - 308 мм на 35 мм-кадре) - 18 элементов в 13 группах - угол охвата сцены 8-75.9 градуса - 7 лепестков в затворе - минимальная диафрагма F22 - минимальная дистанция фокусировки 50 см - бленда входит в комплект - внешний фильтр 67 мм - габариты 72 х 105 мм - вес (без бленды) 549 грамм Samsung 18-200/3.5-6.3 ED OIS (18 мм, ISO 200, f/5.6, 1/40) Универсальное рабочее стекло из тех, которые принято называть туристический зум, позволяющий отрабатывать сцены одним стеклом в течение всего дня. Объектив покрывает весь диапазон фокусных расстояниях от 18 до 200 миллиметров, заметно теряя светосилу к двумстам миллиметрам. В целом впечатление от объектива приятное. Рисунок ровный, контрастный, без раздражающих ореолов. Фоновое bokeh и пластика - скажем так - адекватны поставленной задаче: раздражения не вызывают, но на выставочную эстетику не тянут. Оптика резкая, без замыливаний. Крепкий универсал, но не более. Можно сказать, что идущий в комплекте Samsung 18-55 OIS 3.5-5.6 OIS - это некое подмножество в родительском 18-200: отличий в картинке между ними я не нашел. Тем, кто еще не определился с тем, что будет снимать или кому не нужны длинные фокусные расстояния, может ограничиться укороченным вариантом. Минусы - медленное стекло, зажимающее диафрагму на длинном конце. Не для съемок в темное время суток. Samsung 60/2.8 MACROED OIS SSA (эквивалент 92.4 мм на 35 мм-кадре) - 12 элементов в 9 группах - угол охвата сцены 26.4 градуса - 7 лепестков в затворе - минимальная диафрагма F32 - минимальная дистанция фокусировки 18 см - бленда входит в комплект - внешний фильтр 52 мм - габариты 73.5 х 84 мм - вес (без бленды) 389 грамм Samsung 60/2.6 (60 мм, ISO 200, f/2.8, 1/320) Очень неплохой портретный объектив, красиво рисующий как на открытой дырке, так и на зажатой диафрагме. Объектив позиционируется как макро-стекло (что может быть интересно любителям макро-съемок), отрабатывая портреты 1:1 без искажений. Визуально приятное bokeh . Картинка одновременно и резкая, и пластичная. Samsung 20 mm F2.8 (эквивалент 30.8 мм на 35 мм-кадре) - 6 элементов в 4 группах - угол охвата сцены 70.2 градуса - 7 лепестков в затворе - минимальная диафрагма F22 - минимальная дистанция фокусировки 17 см - бленда опциональна - внешний фильтр 43 мм - габариты 62 х 24 мм - вес (без бленды) 89 грамм Samsung 20 mm F2.8 я уже тестировал на камере NX11. Появившиеся за прошедший год собратья 16/2.4 и 30/2.0 мало чем отличаются по итоговой картинке, потому я свел их в одну группу объективов. Кажды сам для себя решает, что ему важнее - светосильность 2.0 или широта охвата на 16 мм . Все три стекла - быстрые, широкоугольные блинчики. Это оптика для фотографа, которого не устраивают медленные китовые зумы. Если бы я брал камеру на восхождение, взял бы только такой блинчик + поляризатор, переходное кольцо и градиентные фильтры. Ну и большой запас батарей, что особенно актуально для NX200 :) На всех трех стеклах картинка получается достаточно резкой даже на открытой дырке. 16 и 20 мм несколько валят геометрию углов как и всякий ширик, но за допустимые значения не выходят. Samsung 30/2.0 (ISO 200, 20 mm, f/2.0, 1/640) Резюмируя - весьма качественная оптика, без излишнего виньетирования и видимых хроматических аберраций. Картинка пластичная, цветы мягкие и насыщенные. Небольшие искажения геометрии легко лечатся включением профилей в Lightroom. 13. Режим Magic: дополнительные режимы на поиграться Magic - это набор фильтров и рамочек, который превращает вашу джЫпешку в некое пост-обработанное подобие. Все режимы разбирать смысла нет, хочу остановиться только на двух из них: 1. ЧБ-режим с пленочными артефактами . Первое впечатление было вау, прикольно!. Режим сильно контрастит картинку, практически убивая полутона и заваливая кривую по краям: уводит тени в черноту и нещадно сжигает светлые участки. Далее на картинку накладывается некий шаблон, имитирующий царапины и аналоговые артефакты со старых нагативов. Результат (по желанию) можно выдать в сепии. Как прием - выглядит прикольно. Но уже на десятом снимке стало заметно, что фантазия цифрового шаблона-иммитатора весьма ограничена, а царапины и кляксы повторяются из кадра в кадр. Кроме того, при 100%-увеличении видны пиксельные лесенки, что вызывает диссонанс. Режим интересный, но не доработан, а жаль. 2. Всяко-рамочки. Не знаю, на кого рассчитаны эти шаблоны (мы в Бирманской группе назвали их ми-ми-ми), но дальше чем на поиграться не представляю возможность их использования. Даже если послать бабушке внуков в такой рамочке, сколько рамочек вынесет бабушка? Обратите внимание, что дата и место отправления в рамке неизменны... Ну и напоследок самая жесть: в качестве подопытного кролика модели мы использовали нашего Велеру, пьющего чай на фоне луны и кораблеГа... Итоги Что же, у меня сложилось неоднозначное впечатление об этой модели. Не совсем понятно, на кого же камера рассчитана? С одной стороны, в аппарат добавлены достаточно профессиональные вещи, такие как выносная кнопка контроля экспокоррекцией или несжатый, качественный, большой по размеру RAW-файл. К тому же, не может не радовать появление новых (а главное - качественных) объективов. Но с другой стороны, добавление всех этих рамочек и рюшечек явственно указывает на любительский класс аппарата. Кроме того, производители по-прежнему накручивают количество мегапикселей в непонятно кому нужной гонке. В итоге мы теряем скорость съемки и записи на карту памяти, в итоге съемка в RAW превращается в медитацию... Достоинства - удобные эргономика и управление - качественный сенсор и хорошая цвепотопередача - хорошая сменная оптика с возможностью выбора в линейке - достаточно грамотное определение баланса белого - визуально приятный шум при съемке на высоких ISO - хороший парк сменной оптики Недостатки - медленная работа с RAW-файлами и их большой объем - малая жизнь батарей - камера склонна недоэкспонировать сцену примерно на 2/3 стопа
Tags: Ошибка В этом журнале запрещены анонимные комментарии We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post Анонимно default userpic Добавить комментарий 101 комментарий Предыдущие ← Ctrl ← Alt 1 Ctrl → Alt → [{userpic:http://l-userpic.livejournal.com/115188655/30573600,uname:ch_romeo,loaded:1,statprefix:http://l-stat.livejournal.com,talkid:54743,controls:null,siteroot:http://www.livejournal.com,ipaddr:null,parent:0,subject:,username:[{attrs:null,inline_css:0,journal_url:http://ch-romeo.livej
source
Комментариев нет:
Отправить комментарий